воскресенье, 20 декабря 2020 г.

МОЙ БРЕТОНСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. "БРЕТОНЕЦ" ЗВУЧИТ ТОЖЕ ГОРДО, НО ГРУСТНО.

 

«Какие они, бретонцы?» - спросил бы меня любознательный читатель. Пока выясняется, что у меня о них сложилось ложное представление по двум моим марсельским друзьям, мнящими себя бретонцами. Оба они - патриоты. Сей факт выражается в том, что они с грустью рассказывают о жестоком французском завоевании их гордого, уже тогда страдающего народа, и постоянных репрессий их богатых культуры и языка. Оба они под два метра, очень пузатые и носатые. Мне, как обладательнице маленького, веснушчатого носа пипкой (ой, как несолидно! В моём-то возрасте!), эта черта их личности сразу же бросилась в мои раскосые глаза. Оба Жаны, но не только. Один Жан Пьер, другой – Жан Ив. Помимо рассказов о жестоких испытаниях, выпавших на долю их народа, патриотизм Жан Пьера выражается в том, что он «свободно владеет бретонским». В доказательство он поёт и говорит что-то на странном языке, который относит к кельтским. Заявляет он об этом очень смело и громко, пользуясь тем, что бретонским владеют от силы человек 200 (во всяком случае они так считают сами), которых вряд ли встретишь в Провансе – так далеко от их естественной среды обитания.

Жан Ив бретонского не знает. Поэтому его патриотизм проявляется в манере одеваться. Он носит штаны персикового цвета и шёлковые кокетливые «типично бретонские» шарфики ярких цветов с мелким узором в виде цветочков или бабочек. Жан Ив говорит, что бретонцы были такими бедными, что их жёны перешивали им остатки истрёпанных парусов, которые изначально были красными. (Принц Асоль тоже, небось, щеголял в персиковых штанах.) А теперь вообразите себе такого двухметрового пузато-носатого дядю с морской походкой (он  капитан дальнего плавания в отставке «Лопни моя селезёнка!») в таком элегантном одеянии, прогуливающегося в центре Марселя посреди маленьких, смуглых и юрких южан. Вы его сразу узнаете и по узбекской тюбетейке. (Я ему подарила. А как же!)

Кто бы мог подумать, что однажды я окажусь на их исторической родине в их естественной им среде. Интересно, что соседние норманцы, они из викингов, чем очень гордятся, на французское нашествие и подавление не жалуются. Корсиканцы же недовольны французами и их политикой, но выражают это не так обречённо, а наоборот, очень даже темпераментно.

О нормандцах я могу судить только по трём персонам. Это первая и покойная жена маркиза, за которым я когда-то была замужем. (За маркизом замужем, а не за его покойной женой. В наши дни такая оговорка очень уместна) (В начале моего блога о нём есть немало правдивых историй, как и о Жан Иве и Жан Пьере. Правда, я им дала вымышленные имена. Не помню какие, но вы их с лёгкостью узнаете).

О её внешности я могла судить по её многочисленным портретам во всех возможных ракурсах, одеяниях и жизненных ситуациях, плотно увешивающим все стены маркизовского родового замка. А о её наиположительнейшем характере и привычках по назидательным, мне в укор, рассказам безутешного маркиза. Но вот других двух нормандок – мать покойной и её сестру - я знала воочию и не только, к сожалению. Мама эта любила фальшиво петь пронзительным голосом во время аристократических семейных посиделок.

Трёх этих дам отличала в Провансе (и не только) особая корпулентность. У всех троих рост был около метра восьмидесяти, тонкие, маленькие ножулечки и большушие груди. Сочетание красивое, но непрактичное. Груди эти, если не уравновешиваются задами, как в этом конкретном случае, не способствуют устойчивости их носителей. Люди эти постоянно заваливаются вперёд, переламывая себе свои грациозные конечности. Поэтому тёща маркиза частенько передвигалась при помощи костылей. (Особо проницательные читатели по этим моим замечаниям наверняка догадались, что у меня большие, крепкие ноги, на которых я хорошо стою и уверенно перемещаюсь в пространстве) Умерла она в возрасте 110-ти лет. Когда я её знала, маркизова первая тёща была после операции на сердце. Ей вставили батарейку. Она тогда всё жаловалась на здоровье, хотя выглядела прекрасно. Выяснилось, что ей батарейку вставили, но не включили. То есть она больше года носил в себе инородное тело. Врачи и остальные тоже очень удивлялись живучести бравой старушки.

Она мечтала, что её дочь – Кати, здоровенная дылда с раннего детства, будет балериной. Вот она, слепая материнская любовь. Когда маркиз мне показал фотографию этой Кати в пачке и на пуантах, у меня дыхание в зобу спёрло. Такого я никогда не видела, и вряд ли увижу. Из этой балерины можно было сделать по крайней мере четыре нормальных, если не больше. Конечно же партнёра у бедной Кати не было. А сколько денег ухлопала бедная маркизова тёща на частных хореографов! И сколько этих хореографов годами цинично наваривалось! В Советском Союзе это было бы невозможно!

Да, я отвлеклась. Мы говорили о бретонцах. Так вот, те редкие бретонцы, которых я здесь встретила (мне кажется, что англичан здесь больше, чем коренного населения. Понаехали тут! Климат и природа те же, а земля дешевле.) все на одно лицо и фигуру. Маленькие, скуластые и розовощёкие. Мой сосед (ближайший за двадцать километров) – художник рассказал, что до Ковида они все частенько собирались за бутылочкой сидра и гречневыми блинами (берк!) и пели бретонские песни. Рассказывал он об этих сходках с явным сожалением, которое я не разделяю. После Жан Пьера я познакомилась с бретонскими песнопениями через ю-туб (современный источник мудрости и кладезь познания, да будь он благословенен). Вы и сами можете сходить потом по ссылке, которую я вам дам, если очень попросите. Есть тут три брата Морван (это их фамилия), то есть было три, осталось два. Они трепетно сохранили вымирающую богатейшую культуру песенного творчества. А передала его им их матушка. Есть и эти редкие кадры. Все четверо они на одно лицо. Как, впрочем, и все бретонцы. Где там мать, а где сыновья можно догадаться только по головным уборам.

И все они родом из моих мест. Как-то я прогуливалась и заглянула на огонёк к их то ли внуку, то ли племяннику. Мало того, что они все на одно лицо, так у них и возраст не определить. Причём и одет он был также, как и его знаменитые родственнички – клетчатая рубашка и кепка. Я аж ахнула. Реми, так его зовут, снисходительно улыбулся и сказал, что он не один из тех, знаменитых. Тут меня осенило, что тем-то уже лет под сто будет. А этому вроде лет пятьдесят – восемьдесят. Представляю себе, какое впечатление  я ему оставила.

На сборишах этих они, хорошенько угостившись, поют и танцуют. Песни эти таковыми назвать трудно. Хотя судите сами. Ну и танцы им подстать. Танцуют они в сабо. Все встают вкруг, в обнимку, это как сертаки или грузинские массовые мужские танцы, но не прыгают, выделывая замысловатые коленцы, а просто мелко трясутся. Набиваются плотно в ограниченном помещении и слегка подпрыгивают в ритме, который только и остался в песнях. Может, когда-то там были и мелодии, но, видимо, со временем, да под французским пагубным влиянием....того....аминь!, так сказать. В общем, вы не пожалеете, что незнакомы близко, непосредственно с этой прекрасной и богатейшей культурой.



Губошлёпная такая песня о несчастной, конечно же, бретонской любви. У вас для этой песни наверняка слишком много зубов. Особенно передних.

Перевожу с бретонского, я ж полиглот.

«Ты, любовь моя Мари,

Ухожу я в море.

Ты за Яна выходи,

Не вернусь я вскоре.

Дан-дан-дан дан дан дан дан

Дан-дан-дан дан дан дан дан

Дан-дан-дан ла леру»

Это вам не "...это что пино пино..."




 

 

 

35 commentaires:

Ирина Полещенко комментирует...

Дорогая Хилола! Вы меня насмешили своим постом. Я прямо чётко представила людей, о которых вы написали. Вы так подробно описали их внешность. Обоих Жанов (это ведь они поют видеоролике?), покойную жену маркиза, его тёщу и сестру жены.

Dodo комментирует...

Ирина Полещенко, милая Ирина, спасибо. Вы не ошиблись Всех бретонцев мужского пола зовут Жанами. А по-бретонски Янами. Уж не знаю, как Вы разобрались во всех этих живописный персонажах.

Koshlyandia комментирует...

Лола,душа моя! Присоединяюсь,все персонажи предстают ярко и со своими характерами! Какой заботливый мужчина, выходи за другого,ибо.....
Лола,нужно писать книгу, мой Марсель, моя Бретань и просто мои французы и не только!

OLga комментирует...

Bellissima descrizione,ho riso anch'io.Buona domenica.

Вика комментирует...

Dodo, ну так живописно представить всех упомянутых в статье людей, можешь только ты. Читала и перечитывала. Представляла принца в персиковых штанах, коренного бретонца в тюбитейке, про танец с трясками и балерин нестандартных. Уморила.

Ирина Куничкина комментирует...

Здравствуй, Лола!
Это просто великолепно!
К середине ролика я уже начала подпрыгивать на стуле. в ближе к концу песни встала (чтобы окончательно не испортить предмет мебели) и немного потанцевала.
Думаю, это прекрасный способ для растряски лишнего жирка.
Пока не познакомилась в вами, думала, что все французы одинаковые.
Как оказывается, они совсем разные.
Спасибо за интересные рассказы.

Dodo комментирует...

Koshlyandia, Люда, надо просто объединить все истории под одной канвой, разгруппировать их. Мы с Светланой Линс уже набросали вчёрную. Но пока ничего не вырисовывается. Будем ждать. Вдохновение - штука капризная.

Dodo комментирует...

OLga, спасибо большое.

Dodo комментирует...

Вика, это жизнь такая. Ведь вот ни одного слова неправды! Мамой клянусь!

Dodo комментирует...

Ирина Куничкина, думаю, это везде так. Нет однородной нации. Это же довольно условные разделения. Россия ведь тоже такая контрастная.

Khadija Michel комментирует...

Лола, как тебе там весело с коренным населением, я тут вокруг себя посмотрела, кроме мужа, все мигранты... но мне с ними уютно. Хотя здесь французов и нет почти,
альзасцев я считаю за отдельную нацию, все же ближе к немцам.
С удовольствием смотрю по вечерам 15-ти минутную программу на альзасском, а учитывая, что у нас 6 диалектов, все становится ещё интереснее.
Прямо гордость берет, что bredala и bretzel уже в Ларусе.
Спасибо за настроение. Целую, моя бретонка))).

Dodo комментирует...

Khadija Michel, Хадижа, мне тоже было хорошо в Марселе.
Господи, альзасский...! )))) А как твой арабский?
У меня была соседка альзасска. Такой у неё своеобразный акцент.
Люблю тебя, дорогая. Хороших тебе праздников - каникул с детьми! Да, чуть не забыла. У них есть какая-то традиционная булочка. Очень жирная.

Семён комментирует...

А я даже не знаю, кем клясться - мамой, папой или Серым! Ведь ни в Британи, ни в Бретони побывать не посчастливилось. И даже французский язык я порядком подзабыл. Впрочем, как и английский, хакасский и нгоносанский. По-прежнему нормально говорю только на польском.

Dodo комментирует...

Семён, )))) Это моя больная мозоль. Общаясь со своим зятем, я понимаю, что подыскиваю инглийские слова и выражения, чего со мной раньше не случалось. О персидском уж и говорить не приходится. А ведь столько лет его учила и много лет работала с ним. Это как лапу вытащишь, хвост увязнет.

Khadija Michel комментирует...

Лола, выпечки здесь много, я даже теряюсь в догадках: манала, куглоф, штоллен.
Спасибо за пожелания, взаимно, всего самого доброго. На каникулах наверстываем скалолазание, что не было на карантине. А так планов не строим, даже на Германию, там ещё строже карантин, чем у нас.

Khadija Michel комментирует...

Да, арабский "завис" несмотря на кучу учебников, надо брать себя в руки, я сейчас на уровне песенок на французском мои " petits parleurs" обязывают.

Dodo комментирует...

Khadija Michel, ты тоже скалолазаешь? Или твои дети? Муся всегда была цепкая и гибкая, как её отец. Однажды мы оказались перед тренировочной стеной. Вы, наверное, на таких тренируетесь. Там еле намеченный выступы. ТОгда я сказала Мусе, чтобы она нигда не задерживалась, а опиралась на каждый выступ, чтобы быстро продивгаться вверх. Она меня послушала и, единственная, долезла до самого верха. Те, кто зависал на каждом этапе, выискивая, на что опереться, скатывались вниз.

Dodo комментирует...

Khadija Michel, Хадижа, я всегда к твоим услугам. Вместе мы будем весело и быстро продвигаться. Увидишь, обе получим удовольствие.

Khadija Michel комментирует...

Нет только дети, у нас открыли самую высокую стену 25 метров, дочь уже поднималась до 17, а мальчишки "тяжелые" но занимаются.

Khadija Michel комментирует...

Лола, я в Мекке уже была, арабский не пригодился, только английский.
Арабский меня интересует сейчас коранический, не думаю, что это твой вариант.

Dodo комментирует...

Khadija Michel, о, так они чемпионы. А ты с ними не карабкаешься?
Да у меня и некоранический никакой. Когда-то в детстве я говорила по-арабски, потом учила в универе два года. Но это же не закрепилось практикой. Хотя при желании можно потихоньку разобраться. Арабский коранический такой безбрежный. Мне кажется, что за каждой буквой и словом кроется символика. То есть он многослойный.
Что ж! Courage!!!

Khadija Michel комментирует...

Лола, не карабкаюсь, только на массаж хожу)))вся моя физическая нагрузка.
А учебника у меня два один с дословным переводом 30 части Корана, а другой: грамматика со словами из него же, думаю в миксе они будут хороши, учитывая, что основа у меня какая-никакая есть, даже на арабском до спряжения дошла.

Dodo комментирует...

Khadija Michel, Хадижа, масдары - страшное дело! Моя подруга учила спряжения как песенки. Она была арабистка. Помню, как она пришла ко мне до экзамена, и мне здОрово помогла. Тогда я получила пятёрку у очень зверствующей преподавательницы.

river_pebble комментирует...

Чудесное начало! Жду завязки интриги и продолжения!

Dodo комментирует...

river_pebble, спасибо, Ира. На что ты меня толкаешь?!

Klik комментирует...

Лола, читала и перечитывала :)) Ну и конечно местами прыскала со смеху :))) Я б не отказалась такую книгу почитать :)) Так мало тех, кто умеет писать с юмором, с таким дотошным описанием :))

Dodo комментирует...

Klik, Наташа, большое спасибо! Мне так приятно!

Pelageya, русская американка комментирует...

Спасибо, Лола! И тебя почитала, и песню послушала.
Хороших вам праздников!

Dodo комментирует...

Pelageya, русская американка,спасибо, Танечка! С праздниками тебя и твоих близких!!!

ЧУМработница комментирует...

Песня - отпад))
Ла-ла-ла-ла...
Близнецы, похоже, поют?)

Про жену маркизы ты точно. Может, бретонцы, раз так за свою историю держатся, традиционны в семье? А то кругом такое нынче творится))

Dodo комментирует...

ЧУМработница, Ира))))) Знаешь, как это ни странно, они сами говорят, что не ревнивы. Это мужчины так говорят. У них был всегда матриархат. Мужчины уходили в море и часто не возвращались. Соответственно, хозяйство, дети и пр. держалось на нехрупких плечах крепких, коренастых бретонок. Часто люди знали друг друга по женским именам. То есть кто-то там был не сыном или дочерью Ивана, что живёт под мостом, а Марии. Иногда бывало так, что вдруг мужчина возвращался, а его жена и дети уже жили с другим мужчиной. У корсиканцев каких или провансальцев была бы резня. А тут... принимали этот факт.

Марина Синельникова комментирует...

Очень-очень давно (поэтому не помню названия) смотрела детектив, действие которого происходило в Бретони. Весьма колоритный, поэтому я и запомнила. Все было так, как Вы, Лола, описываете: суровые обрывистые берега, крупные мужчины в грубых одеждах, пункт питания в котором вышеуказанные мужчины собирались выпить и петь песни. Столы в корчме (почему-то приходит на ум, даже не знаю) были сделаны из половинок столетних дубов. Главная героиня, прибывшая на историческую родину после гибели отца, была истинной бретонкой - крупная и суровая. Не помню сюжета, но она там всем показала, где не надо ракам зимовать. Так что Бретонь у меня ассоциировалась с холодным морем, суровыми крупными людьми и женщинами в белых высоких накрахмаленных чепцах.
Теперь я знаю, что не так все сурово, местами даже весело.

Dodo комментирует...

Марина Синельникова, на самом деле это такой всеобщий стереотип. Для французов бретонцы такие, какими Вы их описываете. Для меня это как наши сибиряки. Сдержанные и сердечные люди. Медлительные и довольно замкнутые, глубоко верующие. Верующие в природу, в Землю, в духов. Разговаривающие с животными и растениями. Благодарными феям, эльфам, нимфам и прочим элементалам. Особенно почитающие деревья, среди которых дуб пользуется наибольшим уважением.

Александр комментирует...

Долго думал над одним из твоих вчерашних комментариев у меня на блоге. Согласен. Примерно всё так и есть. Даже стишок сложился по ходу раздумий.
***
Он злой бывает, и угрюм,
Когда не спит совсем ночами.
Тогда измят его костюм,
Блестя затёртыми плечами.

Сидит на кухне, но не здесь,
И взгляд похоже, что безумен.
И среди слов и мыслей взвесь,
Не видно разума изюмин.

Всё время, что-то о своём,
Что будет многим непонятно.
Где строчек виден лишь объём,
А суть квадратики и пятна.

Совсем не бел, как молоко,
Он как клинок забывший ножны.
Любить поэта нелегко,
А зачастую – невозможно.
***

Dodo комментирует...

Александр, как же можно не любить Поэта. Жить с ним, может быть, сложно.