Продолжение педагогической серии.
Пару уроков я смогда продержаться на страхе детей перед полицией и тюрьмой. Потом я ввела положительную мотивацию в виде звёздочек, которые наклеивала на руку самого хорошего ученика. Но этот метод работал так себе, слабовато, пока меня не осенила гениальная и очень антипедагогическая идея. Да, мои праведные коллеги, если вас охватит справедливое возмущение, покорно приму осуждение.
Детский сад находился в самом фешенебельном районе Марселя. А это значит, что родители этих детей помешаны на правильном образе жизни. Булочки всякие и пирожные строжайшим образом дозированы. Упор делается на травленные пестицидами и прочей гадостью "биологически чистые", а потому дорогущие фрукты и овощи, кроме картофеля, конечно (картошка фри только по праздникам) зёрна всякие, а также мясо - но это редко, потому, что большинство практикует ещё вегетарианство. (Анализ этой продукции с этикеткой "био" показывает, что они содержат не меньшее количество гадости, чем более дешёвые аналоги из супермаркетов.)
Я веду свои пространные объяснения к тому, что конфеты в таких семьях строго запрещены. Чем я гадко и подло воспользовалась однажды и продолжаю пользоваться.
В тот день дети были особо возбуждены. Уроки я давала в самом конце рабочего детского дня. А значит, что в такое время дети очень уставшие. После четырёх лет они уже днём не спят. Значит, большую часть дня они проводят либо на своих стульчиках под окрики воспитателей, либо с гиканьем носятся по крошечному дворику. К тому же в сентябре и начиная с конца мая наступает страшная жара. Само собой, кондиционеров - страшных врагов здоровья, в садах нет. И кроме того, даже окна герметически закрыты. Многие дети в тридцать градусов носят шерстяные кофты. Я понимала, что при таких обстоятельствах им очень трудно концентрироваться.
Вот, значит. Детей контролировать всё труднее. Кричать и ставить в угол я не собираюсь. Что делать? И тут меня осенило. Я подсела к одной самой тихой и застенчивой девочке. Вытащила из сумки конфету (да, у меня в сумке всегда есть конфеты), протянула её этой девочке, посмотрела на самого шумного мальчика и сказала:"Николя, вообще-то эту конфету я хотела дать тебе. Но поскольку ты меня не слушаешься, её получит Анна." Анна радостно взяла конфету и под завистливые взгляды затихших одногруппников сначала рассматривала её и так, и этак, и на свету, и под столом, нюхала, облизывала, покатала по носу и по лицу, и только потом медленно положила в рот. В классе наступила мёртвая тишина. У Николя губы начали кривиться для рёва. Я всех оглядела и сказала:"Знаешь, Николя, у меня есть для тебя другая конфета. Теперь всё зависит от тебя."
С тех пор я могла вить из своих учеников верёвки. Конфеты у меня, конечно же, волшебные. Мне их даёт одна только мне знакомая ведьма, которая напитывает их заклинаниями, от которых дети становятся сразу и умнее, и красивее.
Интересно, что то ли дети держали в тайне от родителей мой антипедагогичный метод, то ли родители закрывали на это глаза, но никто мне не сделал замечания.
Кстати, думаю, что в бедных районах моя антипедагогика будет неэффективна. Люди здесь едят всё подряд. Хотя в таких частях города никто не будет платить за довольно дорогие дополнительные уроки.
Больше групповых уроков детям я не даю. С тех пор, как я начала применять этот метод, родители не загоняют своих детей криками и шантажом за пианино или письменный стол. Дети с нетерпением поджидают меня уже на лестничной клетке с шёпотом "Принесла?". И как приятно играть гаммы или повторять английские слова и выражения, пердварительно набив рот воистину райским строго запретным яством, возносящим тебя прямо к небесам. Поверьте мне, даже пятилетние дети умеют держать язык за зубами.
Теперь Дидье называет конфеты моим основным педагогическим инструментом.
22 commentaires:
Лола, прямо дрессура))), думаю с моими такой подход не прошел бы, Хадижа не любит сладкого, только халяльные мишки-гумми подойдут, но мотивация не плоха.
Khadija Michel ))) И с моими тоже это не работало. Никогда у меня не было запрета ни на какую еду, а тем более на конфеты. И у моей бабушки тоже мы могли есть всё, что хотели, и когда хотели. Конфеты у нас пылились в вазочке.И диабетом никто не страдал. Сколько было проведено жкспериментов, доказывающих, что дети, если им предоставить выбор, будут есть только то. что необходимо для их организма в данный момент. Это мы потом нарушаем их естественный баланс. Запрещая сладости, мы делаем их особенно желанными. Уверяю тебя, что мои дети не едят ни то, ни другое. Муся всегда любила овощи и фрукты. Чича - мясоед.
Лола,здравствуйте! У меня есть знакомая в детском саду. Она рассказывает, что часто в качестве поощрения выдаёт детям то шарик в виде сердца, то жвачку... Не на всех действует, но она изучает детей.
Людмила Федоровна, на самом деле, я думаю, что всю систему педагогики надо пересмотреть. Во Франции есть пара-тройка альтернативных систем, которые дают очень интересные результаты.
Очень любопытно про жизнь во Франции! про воспитательные детали, в частности)
Столько всего пишут-показывают-рассказывают про разные страны... А вот поди ж ты-для себя я много нового и интересного открыла)
Про педагогику. Говорят, что нет ленивых детей - есть немотивированные..)
Светлана Бохонько, я иногда слушаю или читаю впечатления соотечественников о Франции и понимаю, насколько разно одно и то же явление прелосляется в сознании каждого в зависимости от его мировоззрения, от состояния его психики, души на данный момнт. Мир это и вправду наше зеркало. Объективности не суествует. Мы видим мир из себя.
Говорят, что в Финляндии за каждым ребёнком закреплено два взрослых, которые, конечно же, относятся с уважением к личности ребёнка. Наверняка при таком подходе не услышишь ни окриков, ни резкой критики...Когда всё человечество выращивается как стадо, в групповухе, без уважения к нему, для подготовки ещё одного безропотного винтика в бездушной государственной машине, педагогика сводится к манипуляции, которая базируется на страхе, на соревновании, на бездумии и бездушии.
Вот как раз сегодня одна воспитатель кааак рявкнула на ребенка, что вся округа вздрогнула. Мыша мне сказала: "Неее, мама, ты так не умеешь..."
Все нормально! Верным путём идёшь, товарищ)
Кстати, мы в конце каждой четверти детей награждали денежным призом. Некоторые родители категорически против таких подарков, дескать, деньги портят. Но не такие уж и большие деньги, а стимул мощный))
ЧУМработница, ну спасибо! А то я нет-нет да и терзаюсь угрызениями совести. К тому же моя мама - стоматолог всегда заверяла меня, что зубы портятся не от сладкого. Что сахар это мощный антисептик. Качество зубной ткани закладывается при беременности матери. Да, денежный стимул свосем не так плохо, как кажется. Дети узнают цену деньгам.
Kitanko, Оля, они кричат страшно. А есть столько способов дружить с детьми, мотрудничать без криков. У меня университетское педагогичекое образование. Ритм работы детского мозга надо уважать. А тем более держать их в неподвижности это просто преступление. Почему бы им не почитать книжки, не поиграть в "сидячие" инры. Тогда и кричать не придётся.А ты не знаешь, что детям не разрешабт ходить в туалет, когда они хотят. Сколько потом проблем со здоровьем и с психикой! ЛетМусей за партой сидел ветряночный ребёнок. Уроки, которые длятся по полтора часа непрерывно. Взрослый такого не выдержит. Ещё в 70-ых - 80-ых годах детей подвергали физическому наказанию.
После твоих слов я чувствую, что у нас практически хорошая школа. Хоть в туалет можно когда хочешь... Правда проблема больных детей такая же. Ходят в школу больными.
Kitanko, Оля, к тому же тебе на обязательно оставлятть Мышу на весь день. Очень важно, чтобы ребёнок спал днём. А французский в любом случае у неё будет без акцента.
Как это дети после 4-х лет не спят днем? Это очень странно.
Лолочка, ты мне открываешь все новые и новые грани своего таланта, а также грани жизни людей в стране моих грез ;) - и это ооочень интересно))))
Лола! Обожаю твои педагогические приёмы! Хохотала до слёз! Многое ох как знакомо! Встречаю и сейчас, в школе и в детском саду.Не все родители могут вникнуть и отстоять права своего ребёнка быть не таким как все. Не у всех есть метод поощрить вкусностями. Лола, твои ученики будут помнить тебя и своим детям расскажут как добрую сказку!
Счастливо!
Koshlyandia, да, помнить они меня будут! Такую странную и эксцентричную учительницу не забыть.
Лиля-Lilechka, да, не спят. Представляешь себе, какие они вымотанные к пяти часам? Отсюда и капризы, и истерики.
Лола, Тебя бы у нас школьные родители немедленно потребовали уволить - К-а-ак, сахар, конфеты?! :-))))
Представь, я тоже из этих, что против сахара :-) Но я вроде как не совсем "дубовая".
Не покупала домой конфет, кока-колы и ей подобным на регулярной основе, но если праздники, или там что веселое - так, конечно, покупала. Я старалась все фрукты-ягоды в разной фордме.
Но мой сынок все равно ходил в гости к соседскому мальчику и там от'едался от пуза. Родители того мальчика очень меня осуждали и кормили моего сыночка сластями от пуза.
Но вот забавно, что где-то классу к 6-му он сам перестал сласти лопать, хотя я на него и не давила по этому поводу.
Насчет твоей методики поощрения - что-то свежее, уникальное всегда дает прекрасный результат, но перебить систему очень сложно.
У меня сын пошел сразу в американскую школу - тут в 5 лет начинают. Так или потому что я жила в сытом-чистом городке, но у нас первый год детки сидят за круглыми столами по 6 человек, у них много игр, они могут вставать и двигаться, переменки у них длинные, в туалет они идут прямо в классе - так щкола наша была построена.
Он у мерня был в продленках до 5-го класса. Там были 3 раза в неделю бассейн, музыка, всякие игры. Т.е дети двигались много.
Что меня удручало, так это отсутствие сна днем и горячего питания для малышей. У нас дети не станут есть одно и то же меню. Тот это не ест, этот то. Еще проблемы с великим разнообразием аллергий. Поэтому ребенку надо было собирать в школу завтрак, обед и полдник. А он протаскает все это и домой назад притащит, ничего толком целый день и не ест...
Только с middle school дети уже покупали себе еду в школьной столовой, куда она привозилась специальной компанией, с разнообразным меню, а родительский комитет уж там свирепствовал, чтобы все было органическое, и фрукты, и салаты, и никаких сластей :-)
Но если с этим делом я еще могу согласиться, то с самим учебным процессом нашей школы я много воевала, попортили они мне много нервов, и детям психику тоже калечат, дай бог.
Что тебе сказать, про Финляндию я и много читала, и много видео смотрела, но сама-то живу в другой стране, ничего оттуда у нас не прижилось как система, стало быть мне кажется, что нормальную школьную систему, которая хороша хотя бы для большинства (а не для всех), я не встречала...
river_pebble, больше всего здесь меня удручает неумение праздновать. Я уже писала об этом. Когда на Рождество в садик приходит Пер Ноель. Все собираются в перетопленном зале (в садах топят жутко, жара под 30 градусов), гремит музыка, на столах напитки и сладости. Воспитательница выкрикиывает имена детей. Каждый подходит к Пер Ноелю, получает подарок, родители щёлкают на фотографию. Такой вот конвейер.Вот тебе и праздник.
У Муси в московском саду воспитательница была педопсихологом. Сколько интересных, оригинальных поделок успевали они сделать за день. Не говоря об уроках музыки в большом зале, о танцах. Ёлочные украшения были сделаны детьми. Подарки в те перестроечные времена былисовсем скудные, но все радовались. А потом забавный новогодний спектакль с хороводом и танцами вокруг ёлки, когда и бабушки с дедушками веселились вместе с внуками...и ежедневные уроки английского в игровой форме..., громадная игровая площадка с верандой для каждой группы. Дети сажали растения и ухаживали за ними. Как они здесь скатиись до такого бездушия!
Так, Лола, ты меня просто уговорила, что в Америке просто рай земной для малышни. Дочь вот только что прислала фотки и видео, как детсадовская группа, куда наша Дафна ходит (там в группе ее на 9 деток аж 3 воспиталки), сначала ездила на ферму получить там куриные яички и инкубатор, да заодно и прослушать лекцию, как из яиц вылупляются птенцы. Потом инкубаторы это установили в каждой группе, дети постоянно подбегали к ним и обсуждали между собой, да и родителям сообщали цыплячьи новости. Как птенцы вылупились, весь детсад, каждая группа со своими цыплятами, поехали снова на ферму их отдавать.
Праздников тут навалом у детей, они и готовят программу для себя, и дают родителям концерты. Устраивают "научные конференции", каждый ребенок создает свой project, приходят родители, и каждый "ученый" стоит возле своего стенда и отвечает на вопросы "любопытствующей" публики, что же это он такое создал. Пока дети маленькие, так это черти что и сбоку бантик. Но у детей постарше уже хоть что-то, а не гора хлама :-)
Годам к 5-ти все дети уже прекрасно владеют речью, побороли страх выступать перед публикой, свобода творчества поощряется, работ "на заданную тему" совсем не много.
Дети разыгрывают спектакли, исполнение главных ролей всегда разным деткам дают. Музыкальных занятий много. Воспитатели не то что не орут на детей, они никогда не повышают голоса. Наша Дафна так чудесно стала разговаривать не только со своими игрушками, но и с братиком, -так терпеливо, так увлекательно стала ему "лапшу на уши вешать', когда он подбирается к ее игрушечным сокровищам. Заболатет его и подсунет ему что-то другое. Оба остается довольны сделкой! А ведь раньше она просто выхватывала свое добро у него из рук, он принимался оскорбленно орать, и никакие об'яснения на Дафну не действовали.
Дочь говорит, что воспитатели в садике специально проводят ежедневно занятия и учат детей разруливать конфликты по принципы "win-win". Это улучшает и атмосферу в садике, и родители не нарадуются, какому важному качеству научили их детей.
Хотя я не думаю, что абсолютно у каждого американского ребенка ест- именно такой садик. Кому-то из родителей важно, чтобы за садик платить поменьше, другим надо, чтобы был садик рядом с домом, третий отдает ребенка в садик поближе к дому родителей. Кому что.
Но мне приятно, что моя дочка нашла для своих детей именно такие садики, где детям очень хорошо, куда они с превеликим удовольствием каждое утро бегут.
river_pebble, Ира, это же рай! Надо же!!! Сейчас конец учебного года. Детей тоже водят по городу или по горам, совершают вылазки к морю. Ты представляешь себе детей, которые идут и идут, и идут по горам в жару за +32 в тени. Идут распаренные, ноют, раздражённые. Или то же самое у моря. Едут общественным транспортом через весь город на вонючий городской пляж, а потом к вечеру возвращаются обгорелые, многие больные с солнечными ударами. Когда Чича был маленькия я их просили пару родителей для сопровождения. Боже, я была тогда в прекрасной форме, но как я уставала. А что там говорить о детях! Почему бы не повезти их в автобусе с кондиционером. Родители ведь заплатят. Повезти их с комфортом в те же горы. А потом таже и привезти. А уж лучше в такую жару тихо сидеть в тенёчке.
И это всё потому, что то предусмотренно программой по всей Франции. Конечно же такой указ издали в Париже. Но климат там другой. Такой страшной жары там нет. Конечно детям самое удовольствие проводить дни на природе. Испания совсем рядом. Там тот же климат. Так там сиеста обязательна.
Ой, есть у меня ученик, ну совершенно рот у него не закрывается. Там все-таки не просто поведенческая проблема, там другое... Но конфеты взяла на вооружение))) Пожалуй, карамель, а то шоколадные быстро съедаются.
Галина Солоденкова, Галя, "С волками жить...конфетами кормить".)))) А ещё я рассказываю истории. Всегда обрываю их на самом интересном месте для шантажа. Какие только ужасы я не выдумываю.
Отправить комментарий