Знаю, знаю. Я повторяюсь. В моём возрасте (мне уже давно 25 дет) это позволительно. Пару дет назад я уже писала о своём детстве. О своём музыкальном ученическом опыте. Некоторые из вас этот рассказ читали.
Какое-то время я ходила в музыкальную школу в Москве тоже. Учительницу звали Евгения Михайловна. Была (надеюсь и есть сейчас) эта дама стройного сложения с тяжёлой походкой, адским терпением и париком, лихо сдвинутым набекрень. Вообще-то было положено заниматься музыкой минимум два часа в день. За полчаса до выхода из дома на урок я судорожно пялилась в ноты перед пианино и тыкала в него же пальцами по «методу орла» (орёл парит-парит, высматривая добычу, а потом бросается на неё коршуном). Потом ещё в автобусе двадцать минут смотрела в ноты и представляла себе клавиатуру. Евгения Михайловна молча мучилась (уже даже не кричала), давала мне ключи от свободного класса и посылала учить партитуру. Часто после меня приходил ещё один лентяй, которого она посылала туда же. Через некоторое время нас там собиралось в количестве нескольких лодырей. Мы надевали пальто и сапоги учительницы, её шапку и изображали её же (саму Евгению Михайловну), танцевали на столах и горланили песенки нецензурного содержания, чаще всего своего же сочинения под свой аккомпанемент. Я не зря упомянула о её тяжёлой походке, так как мы узнавали её шаги ещё далеко в коридоре и успевали притвориться усерднейшими из учеников. На родительских концертах моя мама обычно сидела рядом с мамой немки Регины. Обе дамы вынимали надушенные кружевные платочки и умилённо плакали, когда мы тыкались в клавиши, как слепые котята. Регина, как вы поняли, тоже была лодырем. Остальные ученики играли довольно сносно. К огромнейшему удивлению Евгении Михайловны, на экзаменах я получала хорошие, даже почти всегда отличные оценки. «Вот если бы ты всегда так занималась» - говорила она потом со вздохом.
В ташкентской школе учительница Валентина Александровна, немецких кровей и восточного темперамента, швыряла ноты и стулья. Дневник у меня был порван, так как, когда она мне остервенело ставила громадные колы, она рвала бумагу. За два дня до экзамена, когда все уже работали над нюансами, я всё топталась на стадии разбора. На экзаменах обычно мне давался Бах и была хорошая техника. На конкурсных этюдах выделяли меня. Как ни странно занятий музыкой я не бросала, а закончила с отличием и рекомендациями. Отсюда у меня привычка невозмутимо реагировать на ор и резкую критику в мой адрес. Своих учеников я люблю уже просто за то, что они занимаются музыкой или языками. Поэтому их усердие и блестящие результаты трогают меня до глубины моей ленивой натуры.
В ташкентской школе у нас был хор (то есть он был и в московской, но я туда не ходила). Часто приходил на занятия сам директор. Он устраивал перекличку и спрашивал причину отсутствия на предыдущем занятии. Как-то один ученик ответил ему, что у него умерла бабушка. Вместо строгого выговора, директор придал своему лицу скорбное выражениие и справок от врача или записок от родителей не домогался. Следующий ученик, воодушевлённый примером предыдущего сказал, что у него умер дедушка. Реакция у директора была та же. Только когда четвёртый ученик объявил о смерти одного из своих ближайших родственников, директор не выдержал и потребовал принести записку от родителей.
30 commentaires:
Лола, да ты была смелый хулиган в юбке! Мне бы даже в голову не пришло вырядиться в пальто своей же учительницы музыки. Страшно!
Немецкая кровь с восточным темпераментом будоражит моей воображение. Какой образ!, его бы раскрыть поглубже.
Захотелось нарисовать кол, так чтобы дневник вдребезги! Вот почему я этого ни разу не сделала, когда у меня была такая возможность? Все только двойки, да двойки, и то, такие маленькие и очень вежливые, почти извиняющиеся.
Эх, Лолочка, повезло тебе)))
а мне пришлось брость музыкальную школу после первого класса, пианино которое купила мне мама не смогли занести в квартиру..не пролезло на лестнице))) а я ведь надежды подавала ёклмн)))
сейчвс только на камусе и могу играть, вернее извлекать звуки)))
Ирина, мне самой всегда азалось, что я была такая забитая, а выясняется... Когда как-то собирались с одноклассниками, оказывается, я такое вытворяла!!!
Нет, я своим ученикам двоек не ставлю. Меня радует уже только то, что они хотят заниматься, что к чему-то стремятся. Главное, чтобы их желание по возможности разжечь. И кто я такая, чтобы судить их. Я и сама-то - первый лодырь. Кстати, у тех, кто скурпулёзно грызёт гранит успехи бывают хуже, чем у лоботрясов. Потому что лоботрясы если делают, то ч удовольствием, с радостью, играючи. Те же, кто слишком серьёзен доходит до невроза в скованности, в требовательности к себе. С творчеством это несовместимо. Насилия не надо прежде всего к себе самому.
Сейчас только я удивляюсь, что несмотря ни на что, я продолжала ходить в муз школу.
Аня, недавно мне пришлось сменить пианино. Я обратилась к профессионалам. Здесь только пара фирм, которые берут на себя доставку пианино. У меня лестницы довольно узкие, не развернёшься. Я поразилась тому, что только два мужчины, с великолепными приспособлениями внесли мне пианино на третий этаж, ничего не задев. Порой им приходилось ставить инструмент на бок.
Аня, дорогая, и сейчас не поздно. Ты можешь заняться музыкой заодно с сыном. И ему хорошо, и тебе. Уверяю, у тебя здОрово получится.
Лола, мне кажется, если твои ученики узнают о твоих похождениях, они полюбят тебя ещё сильнее. В нашей семье, слава Всевышнему, в своё время не нашлось денег на пианино. Столько ушей этим спасено!
Спасибо за рассказ!
Пелагеюшка, ты уж точно догадываешься, насколько я антипедагогична. Зато весело!
В моем случае предмет был обязательный, посему без двоек не обойтись. Ставила соответственно знаниям, ну, а реальным двоечникам ставила значительно больше, если видела, что старались, пытались и искренне хотели. Но вот понимаешь, моим ученикам нечего вспомнить! )) Ну, разве что, что я совсем не была похожа на учителя, совсем.
Творческие вещи, на мой взгляд, можно только умело питать, творчество растет только на почве таланта, а последний либо есть, либо его нет. С творчеством сложно.
Имея уши, учить музыке - это геройский труд и колоссальная выдержка. Мой папа мои пиликанья выдерживал час, после чего входил в комнату и говорил: "Ирина, открой уши, у тебя правильные уши, пользуйся ими по назначению. Ты уже час мучаешь Мои уши."
Ира, продолжай. Так интересно!!! Пожалуйста!
Ира, насчёт ушей... Мой сын играет на саксофоне. Соответственно я подвергаюсь регулярному слушанию концертов в консерватории. Так вот, современная музыка, а тем более саксофоннаф, когда саксофон хрюкает и пукает, замирает и визжит, бьётся в конвульсиях... это вот для ушей испытание немалое.
Лола, после твоего блога мне захотелось послушать музыку. :) Классическую! :)
Света, послушай
http://www.youtube.com/watch?v=OYhte03y7bM
Додошечка,
Очень люблю читать тебя, вот такую, хулиганскую :)
Спасибо, дорогая Таня.
Ой, Пелагея тоже без муз.обзования? Я думала, что я - единственный продукт СССР без оного ))
Нила, у меня дед был музыкант, тётя классическая певица. Как-то так вышло.
Нила, я вспомнила, как дед умирал от рака. он был очень худой. Я в соседней комнате учила этюд. Он позвал меня слабым голосом. Я принесла ноты и он своими очень худыми руками с снияками от уколов, больше похожими на птичьи когти, играл на нотах, показывая, где надо делать акцент. Когда я послушала его совета, у меня и вправду получилось. Я так боялась проходить мимо этой комнаты, в которой витала смерть. В ней пахло лекарствами и чем-то ещё очень страшным.
У меня тоже была музыкалка, и тоже есть разные воспоминания про уроку музыки.
Мою учительницу звали Нонна Родионовна, и за все 7 лет учебы она ни разу не села сама за пианино и не сыграла мне ничего, чтобы так, ну пля примеру... Зато она всегда говорила мне "Йира, ну надо же играть музыкАльнее!" И я ее тихо ненавидела. Но бросить музыкалку я просто не могла, я знала, как мама любит музыку, и как ей важно, просто необходимо, чтобы ее дочери играли прекрасно на пианино. Она об этом никогда в жизни не говорила, но мы это и сами знали.
У моей сестры в той же самой школе была учительница Евгения Ивановна, милая добрая обожающая музыку женщина. Сестра играла дома часами, non-stop. Я же семь лет пережидала свое несчастье. Зато помню, сколько злорадства и пожалуй, чистого детского счастья я испытала, когда однажды Нонна Ивановна явилась на урок в солнечных очках, прикрывая синяк на правом глазу. Я себе играла, а она ни разу не сказала мне свое "надо играть музыкАльнее!", и я благодарила ее мужа за такую услугу :-)
Бедная тетка, ей даже и в голову не приходило, что своим равнодушием она взрастила во мне такого злопыхателя...
Ира, как грустно. А теберь Вы играете? А Ваша сестра стала музыкантом?
А я так хотела учиться музыке! Но не сложилось... Во взрослом состоянии в университете я купила себе гитару и записалась на уроки в фирму "Заря". Преподавателю на вид было лет 80, в маленькой каморке без окон, мы сидели на стульях нос к носу, разделенные гитарой и мой преподаватель коварно засыпал под мои переборы!!! Я ерзала на стуле, двигала им, шумела, кашляла, шаркала ногами по полу и притоптывала... Помогало мало. До сих пор помню это состояние полной беспомощности и непонимания, что же делать. Молодая была, неопытная! :) Бросила уроки и фирма "Заря" потеряла мои честно оторванные от стипендии рублики!
Так и осталась неучем!
Елена, всё, что мы делаем и делали приносит плоды. С возрастом я понимаю это всё яснее. Долго я думала, зачем мне нужна была муз школа или рукописи, потом персидский был в пассиве. Наступает день, когда бывает всё это нужно.
Это точно, недаром говорится, что надо все принимать, как есть, все радости и все испытания!
Нет, я не играю сейчас, но в моей семье классическая музыка звучит постоянно. Детей своих я определила в музыкальную школу и позаботилась избавить их от "нонн ивановн". У них у всех были учителя, вроде вас :-).
Дома я устраивала раз в месяц программы, где каждый ребенок (16 деток разных возрастов) из класса преподавателя моей младшей дочки обязательно исполнял какую-то вещь и рассказывал по желанию, о чем он думает, что себе представляет, когда играет ее, друзья предподавателя приходили играть, он заканчивал Ленинградскую консерваторию, а моя старшая дочь всегда делала к этому дню выставку своих художественных работ.
Я же сама готовила часовую слайд-программу о каком-нибудь художнике, рассказывала о нем, показтвала репродукции его работ, и фоном служила подобранная музыка того времени и страны, где он творил.
И еще я пекла 4 торта к этому дню...
Мои дети вспоминают об этих программах с восторгом.
А сама-то вовсе и не искусствовед, а программист. Сама не знаю, как я выжила, подготовив столько программ :-)
Моя сестра стала профессором математики :-)
Ира, на самом деле, музыка очень математична.
Так Вы - мать гениев. Так они и получаются у таких утончённых и богатых внутренне мам.
river_pebble, гранд-респект!!!
Как здорово, что несмотря на все эскапады, музыка осталась в жизни.
А то ведь бывает (и нередко,увы!) стоит в квартире пианино, заваленное всяким хламом. И чего было дитя мучить, чтобы свое самолюбие потешить? Я понимаю, что родители всегда хотят только хорошего для своих детей, и все же картинка из серии "в качестве какой мебели можно использовать рояль" светлых чувств не вызывает.
Спасибо, Елена
Елена, рано или поздно, может через поколение, кто-то да и заиграет. У меня много таких учеников. Дети из любопытства начинают тренькать, а потом просят родителей помочь им.
Отправить комментарий