"Ох Dodo, затаился я,
знаю, тут меня не найдут,
тут уютно, просторно,
да, здесь не ново,
но это же клево,
по домашнему все,
прям как в детстве..."
В Марселе лето. На «Ла Плене» и «Панье» по вечерам бурлит жизнь. Такое ощущение, что люди живут на улице. Окна широко распахнуты. За столиками многочисленных кафе, на ступеньках лестниц, просто на асфальте сидят люди, потягивают напитки и общаются. Везде самая разнообразная музыка всех стилей и направлений. На площадях играют оркестры или группы. Танцуют пары. Много пенсионеров. Весь год они разучивают вальсы, танго и бассадобли. В этот сезон у них своего рода «показательные выступления». Любят они рокн-ролл. Партнёр в основном стоит почти неподвижно и крутит партнёршу. Пляжные рестораны с простым чаще всего меню, состоящим из пиццы или жареной картошки со стейком, всегда забиты. Молодёжь проводит ночи напролёт прямо на песке. Приносят напитки, нехитрую снедь, муз. инструменты. В промежутках между купанием поют и танцуют, просто лежат. На площадях устраивают фольклорные концерты со старинными танцами. Для этого вытаскиваются из нафталина бабушкины костюмы. Много родителей с колясками, в которых спят, несмотря на шум, маленькие дети. Дети постарше с визгом бегают, забираются на сцену и тоже танцуют.
Консерваторские музыканты, студенты, маленькие ученики играют в парках и бульварах. Приближается праздник музыки. Значит, до утра на каждом углу будет музыка. Такое ощущение, что все здесь поют, играют и танцуют, кто во что горазд. Публика всех приветствует с одинаковым воодушевлением. В общем – праздник везде и из ничего.
Невольно я переношусь в Ташкентское лето моего детства. Помните, тогда не было ограничений на воду. Вечером весь Ташкент щедро заливался водой. Дворники, продавцы и жители вытаскивали шланги и поливали всё вокруг. Поздно ночью проходили большие машины и обдавали мощной струёй воды из брандспойта высокие платаны. Все выходили на улицу, грызли семечки и распивали чай, наблюдая за детьми, бегающами взапуски под струями воды. Помню запах мокрой, разогретой дневной жарой земли. Везде били фонтаны. Утром было так приятно идти по прохладному ещё, чисто вымытому Ташкенту, заляпывая мокрой грязью ноги и обходя лужи. Солнце играло и переливалось на каплях воды на листьях деревьев и на цветах.
Мы рвали зелёный урюк и недозревшие яблоки, засовывали их прямо за пазуху и морщась ели, невзирая на предостережения взрослых. Ели кислятину до оскомины. Зелёные яблоки было вкусно есть с солью. Везде можно было «угоститься» вишней, черешней и виноградом. Позже созревали персики и сливы. Как можно забыть наши юсуповские помидоры – сочные, мясистые и сладкие.
Двор наш был настоящим раем. Он находился в тени двух огромных деревьев – старого тутовника и абрикосового дерева. Тутовник был невероятно широк в стволе и раскидист. Хорошо помню рельеф на его коре, небольшие углубления в стволе, куда я прятала фантики и стеклышки. Весной с раннего утра, ещё затемно поднимался громкий гомон. Созревал тутовник. Большие сладкие сочные белые ягоды. Мы их собирали, приходили и соседи и родственники на подмогу. Все равно тутовые ягоды покрывали ковром полдвора. Приходилось отскребать их лопатой. Были три клумбы. Одна большая, дед посадил на ней розы величиной со средний капустный кочан. У каждой был свой запах. Две маленькие клумбы были отгорожены низкими треугольниками кирпичей. Дед вкапывал их в землю наискосок. Клумбы были великолепные, засаженные маленькими цветами типа анютиных глазок. Дед их сажал по своей схеме. Получался цветочный ковёр, каждый раз с разным рисунком. Между клумбами были узкие дорожки. Абрикосовое дерево было тоньше и выше тутовника, наверное моложе. Абрикосы были большие, сочные и сладкие. Я пыталась снимать их с веток сачком, привязанным к палке. Забираться на дерево было трудно. Ветвистая часть начиналась очень высоко. Был водопровод, в котором мылась даже зимой прабабушка. Водопровод стекал в огород, пересекая двор. Это был наш ручей. На дне были красивые камни, но стоило их вытащить и обсушить, как они превращались в обычную серую гальку. По краям ручья опять-таки были цветы. Чайные розы (протом я любила усыпать лепестками свою постель). Дикие фиалки. Кстати фиалки росли повсюду. Запах одной маленькой фиалочки наполнял ароматом всю комнату. Было много противных слизняком. Невозможно было отмыть руки от их слизи.
В старом городе было неудобно идти по грубо мощённой улице вдоль глухих дувалов, на которых росли маки. Улицы эти пахли пылью и углём, а от стен шёл запах навоза. Была маленькая резная дверь. Пара ступенек вниз вела в сказочный двор. После жаркой и пыльной улицы было странно очутиться в свежем и прохладном оазисе, где пели птицы и цвели розы. Бабушка мне сразу же давала миску, в которую я собирала клубнику и ела тут же. Виноград строго-настрого было велено мыть. Его обрабатывали. Яблоки тоже просили вымыть, но мы их чаще всего протирали наспех об рукав и вгрызались зубами. У двоюродной бабушки было черешневое дерево с громадными, сладкими, почти чёрными плодами «бычье сердце». Мякоть была красного цвета. Такой черешни я больше нигде и никогда не ела. Больше всего я любила «шпанку» - скрещённая вишня с черешней. Не такая приторная, как черешня и не такая кислая, как вишня.
Лора, марсельская девочка, которую было невозможно уговорить есть фрукты и овощи (здесь их привозят незрелыми из Испании и оставляют дозревать без солнца на складах. Они идеально ровные и красивые, но абсолютно безвкусные.), объедалась тёплыми помидорами и огурцами прямо с грядки, когда приехала на каникулы в Россию. Вишнёвое дерево русская бабушка выделила ей лично. Детей поразили сладость и аромат неровных яблок, часто с червяком внутри (невиданное для них дело).
До моего приезда сюда, один мой знакомый сказал мне, что Марсель ему удивительныи образом напоминает Ташкент. Есть здесь такие тихие райончики с частными домами и садами, в которых пахнет травами и навозом. Удивительно обилие инжирных и пр. деревьев, покрытых плодами, которые плотно усеивают и землю, но, которые, по всей видимости, никто не ест и не собирает.
39 commentaires:
Лола, спасибо тебе! Так нежно и трогательно... Я тоже перенеслась в свое детство, там тоже всегда было лето... Так мне кажется. А еще был дождь - сильный, но тихий и теплый. Он был очень теплым для нашего края, видать, ветер пригонял тучи из южных стран. И поэтому дождь рассказывал сказки о восточных принцессах и принцах или о храбрых рыцарях... Пахло липами и пылью, матиолой и душистым горошком... А потом пахло медовой космеей... И что с того, что я сею матиолу, горошек и космею? Туда не вернуться. А все эти ароматы детства имеют теперь только один запах - запах бархатцев (по-украински: чорнобривців), хотя я их не сею...
Додо, я почти плачу от восторга! Нет, я не ёрничаю. Это правда! У тебя талант. Да. Как захотелось в Марсель! И в Ташкент твоего детства. Даже не знаю, куда больше. Пиши, дорогая, пиши!
Я помню ваши фрукты потрясающие у нас на базаре:) Даже привезенные они были вкусные.
Читала и испытывала странное чувство. Это память детства. Когда солнце греет так жарко, а каждый день такой длинный как жизнь.
АХ... прочитала и схватила ностальгия! Хочу поехать отдыхаааать ___))
Тиса, напиши, пожалуйста, подробнее.Сразу захотелось твоего продолжения.
Спасибо, Пелагеюшка.Опиши город или деревню твоего детства. Люблю читать тебя тоже.
Марина, и правда. Фрукты и овощи у нас ядрёные.
Алёна, в детстве и вправду день тянется. Меня поразило однажды высказывание моей тёти о том, что мы умираем не сразу. В детстве мир яркий, полон запахов, звуков, красок. С возрастом он простепенно меркнет. Старики часто замыкаются в себе всё больше и больше. Поэтому меня тянет к детям. Я снова вижу хоть чуть-чуть мир их глазами.
Али, поедешь, наверное, скоро.(Сколько запятых)
Ходила вчера в гости в частный дом. У нас примерно половина города - частные дома. По дороге наелась вишни. Просто идешь и рвешь с низких веток. Никто никогда не против, если прохожий сорвет вишенку, сливку или абрикоску. Ну если не наглеть, конечно. Если стать и обносить - заругаются.
Все, что ты описываешь, очень знакомо. Хотя у нас никогда так активно город не мыли и не поливали. С водой в Таганроге вообще всегда были проблемы. И архитектура у нас другая, больше европейская. Но в целом - все так до боли знакомо и привычно...
Лола, какой немножко грустный пост:)
Твой слог очень здорово переносит меня туда, о чем ты пишешь...
(как-то не по русски сказала, надеюсь поймешь меня:)))
Ташкент 1983г запомнился как город контрастов. Где умудрялись уживаться современные здания и лачуги, построенные из строительного мусора, каких то досок, обломков.., огромный холл гостиницы Ташкент и помещение чайханы, в котором нельзя было распрямиться, где на замызганных ковриках возлежали и пили чай посетители.. Рядом рынок, при входе старик, разложивший ржавые гнутые гвозди на носовом платке, кишмиш, курага, сушенная дыня по 5 рублей, свежая (май, весна!) по 20 рублей кг.. Пустынные широкие ночные улицы, общага цирковых актеров, маленькие номера с огромными тараканами в самых неожиданных местах, высокие глиняные заборы, за которыми пряталась Додо). Музей Навои, поразивший бедностью экспозиции и отсутствием посетителей. Дешевая водка с плавающим в бутылке корнем якобы женьшеня.. Замечательный плов у Ахмеда на берегу мутной речушки с высокими берегами.. Жуткое отравление кибабами в ресторане.. Хотел познакомиться с Хилолой, но она, вероятно, выезжала в город на роскошном лимузине в сопровождении телохранителей. Дабы никто не похитил самую красивую девушку в городе.. Так и пришлось уехать не солоно хлебавши, попутно выменяв на бутылку армянского коньяку, материал для дипломной работы, в ГСКБ по ирригации.. Ташкент - город контрастов.. Жаль, что Ташкент Хилолы я так и не увидел, хотя остро чувствовал, что он прячется где то совсем рядом, может за высокими заборами..
Да, Dodo! Так напомнило мне мое детство в Молдавии! И лазанье по деревням: и вишня, и черешня, и абрикосы, и сливы...
И отлично представила себе Узбекистан. Мы с мамой ездили туда в гости, я еще в школе училась... И Янгиюль, и Коканд, и Фергана... В Самарканде были долго...
А какие базары там... Огромные кучи дынь, арбузов, на столах персики не сосчитаешь скольких сортов! Вот, там я увидела первый раз виноград дамский пальчик! И тихонько тогда померила виноградину - она была больше моего мизинца))))
Dodo :):):) как вкусно..как хорошо!
А еще лето детства пахнет липой...А летние дожди??Когда после сильной затяжной жары идет сильный ливень,а ты все равно бежишь на первое свидание и тебе дарят огромный букет ромашек...А персики большие бархатные,кусаешь и сок.Виноград....не знаю почему то сейчас виноград не такой!Или мне кажется???
Лола спасибо!Я каждый раз готова говорить тебе СПАСИБО и читать,читать,читать!
Ой как вкусно...так нежно...
Запах лета и детства липа!А летние дожди после сильной жары???Он льет стеной ни чего не видно,а ты все равно бежишь по лужам на первое свидание и тебе дарят огромный букет ромашек!А персики такие сочные бархатистые...виноград..не знаю почему то нет сейчас такого винограда!
Dodo Лолочка браво!Спасибо спасибо спасибо!!!!!!!!!!:):):)
Хилола, как хорошо...тепло и вкусно...Спасибо!
Какое ароматное и вкусное детство...
Ирина, раньше в Ташкенте были улицы, похожие на те, которые Вы фотографировали для блога.У наших соседей, например. Помню, как мы целыми днями ходили по таким домам, в которых жили наши друзья и одноклассники, по таким зелёным улочкам.
Катя, я и сама туда уношусь полностью.Остаётся только записывать увиденное.
Алмаст, мне так нравится описанное. Теперь вспоминаю, в кого я бросала вишнёвые косточки с забора. Вот они проросли теперь и зацвели.
Джилл, раньше вода была мокрее, масло масляннее. А виноград этот мы раскладывали и развешивали, а потом ели всю зиму, как и яблоки.А бегать под летним ливнем или дождём было так здорово!
Вербочка, грейся и угощайся!
Елена, детство такое. Надо только вспомнить или вообразить.
Нормальные люди сидят в кафе и общаются, а мы все за компьютером сиди и с ним же общаемся.
Лето... Каждое лето меня увозили на дачу под присмотр двух тетушек, старших сестер отца. Одна - лицемерная зануда, а вторая... с ней и дружить и ругаться было сплошным удовольствием:) Достойный противник - это всегда приятно!:) Однажды, был жуткий ливень с градом и мы с приятелем-соседом сидели рисовали на веранде. Когда все закончилось она выгнала нас на улицу, предварительно сказав, чтоб мы сняли обувь. Кошмар! Дети в лужах босиком! А мы прыгали по воде, собирали градины и пытались их грызть. Мне сейчас кажется, что, если бы бабушка моего приятеля об этом узнала, он обязательно бы заболел ))))) Но она не узнала. И все были здоровы)))))
Ох, хорошая штука - детство! А хочется в Марсель!
Присев у самого фонтана,
и виртуозно заиграв,
отвлек от будничных проблем,
своей игрой бродячий музыкант,
вокруг толпа собралась,
заказывают песни
и вместе с ним поют.
Никто так и не узнал,
кто спрятался
за бородой и хипповской прической,
он в прошлом был вершитель судеб,
но поняв всю бессмысленность погони
за единицей с десятью нолями.
А что же будет после,
с собой я в гроб не заберу,
и если рядом никого,
то для чего и для кого стараюсь?
Ушел он ранним утром
с собою, прихватив гитару,
и после этого о нем никто не слышал.
Но знают все о гитаристе-виртуозе,
игрой своею способный лед растопить,
и душу усмирить,
и чтобы у него сыграть не попросили,
рок, фолк, классику, а может ретро,
сыграет, словно за спиной его оркестр.
Таня, ты уж выбирай, куда тебе хочется. То ли в Марсель, то ли в Париж. Вот скоро заработаем денег, всё тебе будет.
Ташкент впервые близко узнала благодаря романам Людмилы Улицкой.Для меня Ташкент - это сказка какая-то,рай.
ЧУМработница, говорят, что Ташкент совсем не тот. Его нельзя поливать, как раньше, деревья в центре вырубили. То есть он почти что превратился в пустыню.Ташкент без орошения, в жару и летнюю засуху, зрелище печальное.
Перенеслась в детство! И теперь оттуда совсем не хочется выбираться.
Тобой можно зачитываться и не бояться грусти.
Я очнь рада, что я тебя нашла. Я считаю это большой удачей.
Спасибо, Kaya! Я тоже рада. Мне хорошо в твоём блоге.
Слава Богу, пока на Марсе нет проблем с водой. По вечерем также обливаются улицы и сады. А по утрам бодрящая прохлада и ароматы цветущих садов и созревших фруктов. Прибавьте к ним еще и аромат свежей - с пылу-жару горячей, с хрустящей серединкой лепешки!
Леди Маша, пропагандой занимаешься? На кого работаешь? Папа мне не такое рассаказывал.Ну что ж, дай бог. А я знаешь по чему соскучилась? По хасипу.
Ждем, красную дорожку раскатали, оркестр заказали, тетушки приготовили накрахмаленные и надушенные носовые платочки. Пар и аромат от хасипа разносится по дворам.
Как здорово. А старичок всё кланяется?
Старичок кланяется уже на небесах ... А вот институт в котором ты работала изменился. Здание какое-то обшарпанное, обстановка убогая. А контингент помолодел. Причем у молодых и интересных марсианок появилась мода с исламским акцентом.
Бедный старичок! А молодые марсианки драпируются под ниньзей? Правильно! Некоторых людей надо сильно драпировать.
Отправить комментарий