Я сейчас начиталась у Пататинки и Пелагеи о том, как у них отмечают Рождество. Вспомнилось, как мы ждали гостей в прежней жизни. Гости запаздывали, а мы хотели есть. Ждать уже не бывало сил. Мы садились за стол сами и ели салатики и закуску. Муся всё удивлялась, а как же гости? Не успевали мы сменить тарелки и приборы, как раздавался звонок. Муся бежала первая и кричала: «А мы уже всё съели».
Когда мы только поженились с её папой, мы готовились к приёму гостей задолго и тщательно. Опыта у нас особого не было, а хотелось, чтобы всё было как положено. Примерно за полчаса до прихода гостей дом, стол и мы сами бывали уже готовы. Чтобы скрасить ожидание, мы пристраивались почему-то под столом. Так уж получалось. Гости начинали звонить в дверь в самый неподходящий момент. Через довольно долгое время мы открывали дверь, застёгиваясь и причёсываясь на ходу. Все смущённо и понимающе улыбались. Так была зачата Муся.
Моё первое Рождество в Марселе. В городе и домах ощущение праздника. Все, даже незнакомые, поздравляли друг друга. Люди здесь очень общительные. Благодаря этому тоже (если Вы забыли о Музе Ивановне и к°) мы за короткий срок начали говорить по-французски. Люди здесь охотно делятся всеми новостями. Рассказывают о себе запросто всю подноготную.
Под ёлкой маркиз (он же Дед Мороз) навалил гору игрушек. Мы обычно столько не дарили. Потом приходили гости, и гора выростала до немыслимых объёмов. Я в принципе с этим не согласна. В конце концов дети играют одной или двумя, остальные потом приходится раздавать.
Поразило меня праздничное оформление витрин. Вроде просто, чуть неряшливо, но вместе с тем красиво. Часто из ничего, из пустяков, из незначительных вещей получается что-то очень замечательное. Подарки, которые дарят дети, сделаны ими самими тоже с фантазией и со вкусом.
Вдоль центральной улицы Марселя тянутся палатки с яслями и сантонами (фигурками пастухов, ремесленников, святых, младенца Христа и Девы Марии). Чаще всего они сделаны вручную, у всех разные черты лиц, весьма выразительных. Продают популярное во всей Франции мыло из оливкового масла.
Определённого праздничного блюда, как я поняла, не существует. То есть каждый будет утверждать, что то, что у него на столе и есть это традиционное блюдо. В одном марсельцы едины, это в десерте. Обычно это «Buche » - «Бревно». То есть сладкий рулет в виде бревна. Часто он покрыт шоколадом и присыпан пудрой, что, видимо, символизирует бревно под снегом. И обязательны 13 сладостей (13 апостолов). Это сухофрукты, финики, миндаль и орехи, марципан.
В эглизе района, в котором мы жили раньше, устанавливают механический миниатюрный город с лавками, домами, мастерскими, ремесленниками и просто жителями, домашними животными. Судя по костюмам и архитектуре город средневековый, провансальский. Лица тоже у персонажей с провансальским акцентом - носатые, а не тонкие, библейские. (Помните разницу в портретах Ленина, Маркса и Энгельса на Кавказе, в Средней Азии и России?) Центральной фигурой являются младенец, Мария и Иосиф в хлеву, в окружении ягнят. Вот они в рубахах, как и положено. Всё сооружение освещается, фигурки кататонически двигаются, воспроизводится даже уличный шум, блеяние ягнят, молчание ослов, крутятся мельницы, и в ручьях бежит настоящая вода. Дети часами застывают в созерцании и задают вопросы взрослым. Кюре и монахини стоят рядом и рассказывают детям о персонажах и рождении Христовом. Хотя смысла в этом нет никакого.
В этой части меня опять понесло в тему, которую я уже затрагивала в «А знаете ли Вы, что...?»
Меня долго удивляло то (да и сейчас не могу свыкнуться), что французы, которые считают себя верующими католиками и проходили катехизис в школе, имеют крайне смутное представление о своей религии. Кроме общепринятых истин и пары-тройки библейских историй, они ничего об этом не знают и знать не хотят. Выяснилось, что даже я, с моим атеистическим советским образованием, больше разбираюсь в этом вопросе. Недавно барон шокировал меня заявлением о том, что: «Оказывается Исус Христос был еврей. Я узнал об этом недавно на похоронах моего отца, когда прислушался к проповеди священника. Я почувствовал себя преданным.» Надо было прожить больше половины века, считая себя католиком, чтобы сделать такое открытие. У меня просто «челюсть отвисла». Я спросила: «А кем он был по-твоему? Если он стал первым христианином, то до этого он значит таковым не являлся.» Он мне ответил с раздражением: «Вот всё ты со своей логикой. А спроси любого, он тебе скажет то же, что и я.» «Любым» оказалась его племянница, которой её подруга оказывается объяснила разницу между христианами и православными!!!. «Между православными и католиками?» - спросила я. Выяснилось, что нет, что именно так, как она сказала. Была я тут в одной компании интеллектуалов, которые на мои вопросы о католицизме (мне правда было интересно их мнение) ответили мне, что они «картезианцы и агностики». Что то, о чём я говорю, просто чушь, что все мировые беды и проблемы из-за религии.
Ну ладно. Я это опять к тому, что в Москве слесарь-алкоголик дядя Саша, как выясняется во время моих наездов в столицу, просто интеллигентнейший человек.
Странно как закончился "мой очередной труд". Неожиданно. Вроде начинался с Рождества. Вот в этом всё величие моего таланта.
Примечание: Ира - в прошлом биолог, а ныне специалист по народным костюмам, объяснила мне, почему в провансальских яслях персонажи в традиционных местных костюмах, а не в библейских, как было бы логичнее. После революции сантонов запретили. Люди стали изготавливать фигурки своих современников в соответствующем антураже. Постепенно они начали добавлять статуэтки, изображающие Христа, Иосифа и Марию.
Странно как закончился "мой очередной труд". Неожиданно. Вроде начинался с Рождества. Вот в этом всё величие моего таланта.
Примечание: Ира - в прошлом биолог, а ныне специалист по народным костюмам, объяснила мне, почему в провансальских яслях персонажи в традиционных местных костюмах, а не в библейских, как было бы логичнее. После революции сантонов запретили. Люди стали изготавливать фигурки своих современников в соответствующем антураже. Постепенно они начали добавлять статуэтки, изображающие Христа, Иосифа и Марию.
13 commentaires:
Додо, во-первых, спасибо за упоминание меня в твоих вечных произведениях. Может, хоть погреюсь немного в лучах славы рядышком с тобой, талантливой. С твоим знанием истории религии самое время заняться ликбезом для всех, кто называет Рождество 25 декабря католическим. Вот-вот начнут поздравлять 'всех, кто отмечает католическое Рождество'. Всё думаю, с какой стороны я, мой муж и многие другие оказались примкнутыми к католикам. Хотя ничего против них не имею. Спасибо за картину предпраздничных марсельских улиц. Как будто сама там побывала. Саше передавай привет в очередной визит в Москву,
Пелагеюшка, добрая ирония твоя принята с благодарностью.В своём шикарном потенциальном издании не забудь подписать для меня автограф.
Привет, этот пост попал в Топ каталога Russian Top Blogspot
Почему почувствовал себя преданным? Первые христиане были евреи, хотя первым христианским государством является Армения.
Посмеялась от души, особенно о равнице между православными и христьянами, я тоже такое слышала в Италии, но в очень провинциальном месте. В Риме же вроде все знают и о православных, и о христосе-еврее, но у нас тут ватикан, от которого "все беды", поэтому нам положено.
А с мужем из под стола в пержней жизни вы вовремя которого праздника выбирались? Неужели рождество праздновали?
Dodo, с наступающим 2012-ым! Пусть он сохранит то хорошее, что было в старом году, и принесёт тебе всего желанного, и, конечно, здоровья, тепла, мира. Спасибо за поддержку и вдохновение! Ты - особенная, и я тебя люблю виртуальной любовью!
Спасибо, Пелагеюшка. Желаю тебе счастья, здоровья, и, чтобы ты сохранила навсегда своё тепло и свет, которые передаются через твоё творчество.
Да нет, Пататинка. Мы праздновали день предотвращения самоубийств 10-го сентября. А вообще для этого, слава богу, не надо дожидаться праздников. Можно просто отмечать.
niece n'est pas mon amie !!! ,le mot amie à une tout autre signification dans la langues francaise;
merci de rectifier votre manuscrit...
le baron
Baron, veuillez ne pas utiliser le traducteur en ligne. Il déforme le sens.
Спасибо, Додо. Почитала про сантоны. Заодно и в Википедию сбегала.
А с Исусом - евреем у меня таже история была в Эстонии.
Ездили мы в Петрозаводск на экскурсию летом. Экскурсия была для учителей нашей школы. Я подрабатывала в экскурсионном бюро и организовала это дело. Водителя нам дали не из бюро. И вот во время экскурсии по местному музею, когда экскурсовод объсняла происхдящее на картине и сказала про еврейсво Христа, водитель возмутился: да, что вы говорите? Какой еврей?. И я видела, что и для некоторых учителей это было открытием. Я потом перед мужем возмущалась. А он мне сказал:" Я думаю, что твоя очень религиозная бабушка возмутилась бы, если бы узанала, что Христос мой "родственник"
Видимо там, в Союзе, мы просто никогда не задумывальсь об этом. Тем более на религиозные темы было не принято говорить.
И по поводу последних замечаний вашего мужа: вот, как они, мужчины, когда нужны, их не дозовёшься, и они ничего не слышат. А когда не надо - всё видят и всё слышат? :)))
Сэрра, а меня ещё удивило то, что он "почувствовал себя преданным".Да-да, так высокопарно это и было сказано.Вот этот глубинный национализм и рассизм... Я тогда подумала, что самый глупый и отсталый еврей в миллион раз умнее и провещённее его самого.
А езё интересно то, что вроде бы мы сталкиваемся иногда в одной реальности, но на самом деле, они, как были в дикости и средневековье, так там и остались. Технич прогресс, средства массовой информации их не изменили никак.
Додо, знаешь, когда я впрвые в Израиле столкнулась с христианством, то,конечно, не была предана, но разочарована реализмом. Оказалось, что все великолепные картины на библейские темы, написанные великими мастерами - плод только их воображения. На самом деле христианство - это глубокий Восток. И Европа просто европеизировала его под себя(извини за товтологию), забыв, что, когда происходили все эти библейские события, они, европейцы ещё переживали дикие времена.
Отправить комментарий